суботу, квітня 05, 2014

По страницам истории подводного флота Советского Союза.

<p><span>Балаклавская бухта. В новых крымских условиях может снова стать закрытой зоной для туристов. Фото: М. Львовски</span></p>
Балаклавская бухта. В новых крымских условиях может снова стать закрытой зоной для туристов. Фото: М. Львовски

Тайны Балаклавской бухты: 55 лет назад в Крыму начали строить "гнездо подводных лодок" 

Существование этого необычного фортификационного сооружения было раскрыто только после распада СССР

Крупнейший на Черном море защитный противоатомный комплекс с искусственным водным каналом и системой жизнеобеспечения в разгар «холодной войны» оставался незаметным даже для американских спутников-шпионов.
Тайна этого необычного фортификационного сооружения была раскрыта только после распада СССР. Долгие годы о том, что на самом деле происходило в подземелье, не знали даже жители Балаклавы. А сегодня там по разветвленным коридорам можно побродить вместе с экскурсоводом.

Даже сейчас, когда со склонов и подножия горы снята маскировка, разглядеть вход в подземелье нелегко. Новый яркий щит с нарисованной субмариной — ориентир для туристов — теряется среди бетона и серых скал. Подземное, обустроенное когда-то людьми, пространство настолько огромно, что там запросто уместилась бы египетская пирамида. По главным магистралям подземки, где сохранились рельсы узкоколейки со стрелочными механизмами на перекрестках, без проблем проезжает грузовик типа ГАЗ-53...
Сегодня это один из самых посещаемых музеев Крыма. Интерес к объекту грандиозный, особенно со стороны иностранцев. Ветераны военных ведомств, бывшие шпионы с открытыми ртами смотрят на «гнездо» субмарин — в свое время они так и не разгадали эту тайну советских подводников. Посещение подземного «монстра» у них в обязательной программе наряду со знаменитыми дворцами Крыма.
Во времена ядерного противостояния двух миров на объекте особенно берегли от чужих глаз арсенал, который также находился в недрах скалы, и под землей имел выход к каналу. У оружейников была автономная система вентиляции, подачи воды и электричества, имелся и отдельный вход в юго-восточной части объекта. Тяжелые бронированные двери разделяли помещения и закрывались так же герметично как на подводной лодке.
«Объект должен был выдержать ядерный удар в 100 килотонн (на Хиросиму и Нагасаки американцы сбросили бомбы по 20 Кт — Авт.) и не утратить дееспособность, — рассказывает капитан 1-го ранга Валерий Калач, в 60—70-х — старший офицер отдела по эксплуатации оружия. — Даже если бы ядерная бомба взорвалась в районе Балаклавской бухты, она не причинила бы арсеналу вреда. Он был полностью защищен, так же как и комплекс с доками. Высота горной породы над объектом составляет 70 м, а защитные ворота на всех входах-выходах могли бы сдержать нагрузку из расчета 10 кг на 1 кв. см. Одно время мы там хранили и воду, и сухой паек на несколько месяцев. В наши задачи входило хранение, проверки и осмотры, окончательное приготовление и выдача ядерного оружия на корабли и в части флота. По каждому новому типу ядерного заряда мы проходили курс обучения и потом экзамены сдавали. Все работали в халатах, чистота изумительная».
bu_002_1__
Подземный вход. После дежурства субмарины исчезали под горой. Фото: М. Львовски
По рассказам ветеранов, каждая подлодка участвовала в учениях как минимум два раза в год — отрабатывалась эксплуатация ядерного оружия. Но на боевое дежурство с такими боеголовками корабли стали постоянно выходить только после Карибского кризиса в 1962 году. За год до осложнения политической обстановки на объекте побывал Никита Хрущев.
«Осмотрел подземный завод, прогулялся вдоль канала, — рассказывал нам контрадмирал Безпальчев, — проходил мимо нас, но зайти так и не решился. После этой экскурсии генсек был полон впечатлений, и ему пришла в голову идея перепрофилировать объект — оборудовать в штольнях хранилище для шампанского и других вин!» Командному составу ВМФ и лично адмиралу Кузнецову пришлось потратить немало сил и нервов, чтобы переубедить генсека! Вовремя закрутились события вокруг Кубы, — потом Никита Сергеевич уже не сомневался в необходимости подземной базы.
«ЧЕРНАЯ ДЫРА» ДЛЯ МИЛЛИОНОВ
На обустройство балаклавской «черной дыры» в 1950—1960-х из казны ушло около 100 млн рублей (доллар стоил 67 коп.). Но когда на флоте стали появляться лодки нового поколения с приоритетом атомоходов, для них «дыра» оказалась слишком тесной. А старые «дизеля» в 1980-х становились не актуальны. Тогда еще поднимался вопрос о расширении ходов, и говорят, что адмиралы ЧФ даже выбили на это средства, но генсек Горбачев занялся более глобальной перестройкой и объект потерял свою значимость.

Немає коментарів: