суботу, серпня 24, 2013

РЕКОРД КАПЕРАНГА РЫКОВА

  Изведать то, чего не ведал сроду, -
Глазами, ртом и кожей пить простор!
Кто в океане видит только воду,
Тот на земле не замечает гор
  

 В.С. Высоцкий

Знакомьтесь-капитан 1 го ранга,Герой Социалистического труда Рыков Валентин Павлович  испытатель атомных подводных лодок стратегического назначения .Родился он в Кашире, на берегу реки Оки, такой далекой от бескрайних морей.Служил в разных должностях, учился на офицерских курсах, получал разные назначения, в том числе на атомные подводные лодки. АПЛ «К-52» под командованием Валентина Павловича в 1961 году совершила пять длительных выходов в море, выполнив ряд экспериментальных походов, в ходе которых проводились испытания различных технических устройств и научные исследования в интересах ВМФ СССР. Рыков был исключительно решительным, можно сказать, отчаянным командиром. Талант подводника у него проявлялся в умении идти на оправданный риск для достижения результата и решения поставленной задачи в кратчайший срок.С ноября 1987 года капитан 1-го ранга Валентин Павлович Рыков в отставке. Он – ветеран подразделений особого риска, член президиума Международной ассоциации ветеранов-подводников, почетный гражданин г. Кашир 

На фотографии-слева. 

 Из интерью  капитана 1- го ранга Валентина Павловича Рыкова

- Валентин Павлович, вы сразу откликнулись на приглашение руководства Севмаша побывать на выводе из цеха "Акулы"...
А как иначе. Было время, я ежегодно проводил на этом заводе по 200 суток. 22 года моей жизни - это Северодвинск и Севмаш, где я возглавлял госкомиссию или, как на головной "Акуле", был заместителем председателя правительственной комиссии.
- Чем запомнился первый корабль проекта 941?
Принимал лодку командующий Северным флотом адмирал В.Н. Чернавин, а испытаниями, в основном, руководил я. Получается, что сейчас видел второе рождение корабля, который знаю с закладки.
- А правда, что вы приняли почти все головные корабли Севмаша?
Верно, почти все. Избаловался даже, серийные корабли стали неинтересны. А вообще на СМП я принял около 20 атомных подводных лодок. На других заводах принимал и дизельные лодки, специальный причал для "Акул", спецплавкран и даже прогулочный катер для председателя Совета Министров СССР Косыгина.
- Тяжело было расставаться с Северодвинском?
Понимаете, к концу 80-х я устал, всё-таки седьмой десяток разменял. Уехал в Ленинград, вышел в отставку. Сейчас работаю, как говорится, по вольному найму - ведущим специалистом военной приёмки предприятия "Азимут-электроприбор". Проверяю навигационные комплексы (один из которых, кстати, поставлен на "Акуле").
- И как вас встретили после стольких лет разлуки?
Удалось пообщаться с легендарными теперь уже ветеранами Севмаша Лапшиновым и Рынковичем. Жаль, что многих, с кем работал в те годы, нет в живых...
В   беседе принимал участие и Валерий Кисеев, командир БЧ-5 первого экипажа головной "Акулы". Ему довелось работать с Рыковым.
- Ещё в 1973 году я обратил внимание на профессионализм Валентина Павловича, командира старой закалки. Он в каждом видел личность, и в матросе, и в мичмане, и в офицере. Работать с Рыковым мне пришлось и на головной "Акуле", где он был заместителем председателя правительственной комиссии. Испытания первого тяжёлого ракетного крейсера шли нелегко. Случались аварийные ситуации. Помню, однажды загорелся щит турбогенератора в одном из турбинных отсеков. Благодаря спокойствию и мудрости Рыкова наши действия оценили как классическую борьбу за живучесть: никто не пострадал.
Валентин Павлович очень обрадовался, что довелось побывать в Северодвинске. Признался, что тоскует по морю. А ведь "наморячил" он в общей сложности лет пять, а может, и больше. Для подводника это много.
По материалам интернета.

Немає коментарів: