неділю, квітня 07, 2013

Из рассказов Владимира Тыцких.

Моряк везде моряк
В книге Н. Черкашина, о которой уже шла речь, немало такого-похожего, о чём невозможно думать без стыда и возмущения. Несколько сократив, перепечатываю главу, названную автором «Кочегар I ранга». Очень прошу у читателей внимания:
«…я… подумал, что это из серии коротких анекдотов – бывший командир «термоядерного исполина» работает истопником в одной из питерских котельных. Может быть, спился моряк и дошёл вот до такой жизни?
Нет, не спился. Просто жизнь наша полна ныне подобными «анекдотами»… Мало ли академиков, ушедших на старости лет в дворники? Попробуй проживи на одну пенсию, даже офицерскую, если у тебя и дочери, и внучки…
Капитан 1 ранга Сергей Соболевский командовал атомной ракетной подводной лодкой К-411. В историю подводного флота вошёл тем, что в августе 1971 года впервые привел на Северный полюс атомарину с межконтинентальными ракетами на борту, по сути, целый подводный ракетодром… За тот и другие подлёдные походы получил он орден Красного Знамени.
На фотографии автор рассказа.

После увольнения в запас Соболевский вернулся в родной Питер. Тут бы и пожить в своё удовольствие, однако «шоковая терапия» превратила все северные накопления в пшик… В  общем, всё как в известные годы – «мы те, кто когда-то носили погоны, теперь же мы носим мешки на плечах». Но это на чужбине, а тут у себя на Родине, которую ты защищал под ракетно-ядерным щитом без малого всю жизнь. Ведь погоны Соболевский надел в четырнадцать лет, поступив в «подгот» – военно-морское подготовительное училище. Конечно, мешки на плечах бывший капитан 1 ранга не носит, да и уголёк в печи шуровать ему не приходится. В котельной – корабельный порядок и чистота, словно в реакторном отсеке…
Что стал я пролетарием – горжусь!
Без устали, без отдыха, без фальши
Стараюсь, напрягаюсь и тружусь,
Как юный лейтенант на генеральше.
Эти саркастические слова Соболевский выписал себе в качестве нынешнего девиза.
Полагаю, что Сергей Евгеньевич мог бы найти более престижную работу. Но он предпочёл общество дворников и истопников намеренно. В этом его личный протест против чиновной системы, не помнящей заслуг перед отечеством, против унизительной юдоли – отставного офицерства. В любой морской державе подводники – элита флота. А флотские офицеры, как установили российские социологи, воплощают в себе лучшие черты государственных людей – честь, интеллект, отвага… Проймёт ли эскапада Соболевского кого-нибудь из сановников? Не знаю, не уверен… Но он швырнул им под ноги кочегарскую рукавицу, словно рыцарскую перчатку…»
Сам Николай Черкашин, капитан первого ранга, автор полусотни книг и киносценариев, лауреат доброго десятка литературных премий, в том числе премии Николая Островского и премии Ленинского комсомола, за полгода до шестидесятилетия учился… на курсах водителей автопогрузчиков. Его, безработного выпускника философского факультета Московского государственного университета имени Ломоносова, писателя, работавшего в газетах «Комсомольская правда» и «Красная звезда», в журнале «Наш современник», доныне сотрудничающего с самыми престижными изданиями и издательствами, направила на эту учёбу служба занятости населения… Сей оксюморон даже комментировать трудно. Но такова «селявиха» в стране победившей свободы и демократии, где, как и положено, все люди пользуются равными свободами, равными правами и, само собой, равными возможностями…
 Михаил Волков одиннадцать лет служил на том же флоте, что и Николай Черкашин с Сергеем Соболевским. И тоже – на подводных лодках. В биобиблиографической справке военно-морской антологии об этом периоде жизни М. Волкова читаем: «С 1962 года он бессменно, до конца службы, плавал заместителем командира по политической части сначала на дизельных, а потом – на атомных подводных лодках, участвуя во многих автономных плаваниях. Все предложения командования перейти в политотдел и даже в политуправление флота отвергал, убеждённый в том, что его место в море, на лодке, рядом с личным составом».
Конечно, мы были разные. Далеко не все могли стать рядом с Михаилом Волковым. Жертвовать карьерой, не стремиться получить ещё одну звезду на погоны способен не каждый. Даже и в те времена, даже из самых высоких соображений. Но все морские офицеры были готовы жертвовать жизнью. Доказательство тому уже в самом выборе профессии. И – в десятках, сотнях судеб наших товарищей, в память которых моряками, где бы они ни были, всегда поднимается третий тост.
 По страницам сайта-
http://sklaviny.ru/proekty/slavyane/tys00.php

Немає коментарів: